о технологии производства эвв и оборудования по производству компонентов и эвв.
созданию предприятия "интервзрывпром" предшествовала многолетняя работа по выбору технологии и оборудования производства эвв.при этом основное внимание обращалось на:
- пригодность отечественного сырья;
- энергоемкость и уровень автоматизации технологических процессов;
- их экологическую чистоту;
- универсальность смесительно-зарядных машин;
по результатам анализа предложений ряда ведущих фирм мира по производству эвв, после посещения действующих заводов в европе, южной и северной америка, индии и австралии, была выбрана технология компании "орика".
перед заключением контракта инженеры этой компании побывали в карьерах кривбасса, замерили в карьерах нескольких гоках гранулометрический состав взорванной горной массы, отобрали образцы пород и на основании этого рекомендовали базовые составы эвв, которые гарантированно обеспечили бы качественное дробление.
в середине 2004 г. приобретенное оборудование было смонтировано и введено в эксплуатацию на полтавском гоке (г. комсомольск, полтавской обл.).
пригодность отечественного сырья
в лаборатории безопасности (хапер хилл, великобритания) на основе аммиачной
селитры, произведенной на северодонецкоми черкасском химзаводах,
и других украинских компонентов (кроме эмульгатора), была изготовлена и
испытана эмульсионная матрица (эмульсия), а затем и эвв, которые полностью
соответствовали стандартным требованиям "орики" по взрывчатым и
физико-химическим показателям. в этом убедились наши специалисты при
прохождении стажировки на руднике "кумтор" (кыргызстан), на котором
эксплуатируется аналогичное оборудование "орики" и используется только российское сырье.
наш почти 2-х годичный опыт эксплуатации приобретенного оборудования, за этот период было изготовлено и заряжено более 10 000 т вв, подтвердил, что независимо от вида присадок от слеживания (нф, лиламин, магнезиальная), украинская аммиачная селитра полностью пригодна для изготовления эмульсии.
"интервзрывпром" использует как готовый раствор аммиачной селитры, доставляемый автоцистернами от черкасского "азота", так и раствор, приготовляемый на месте из гранулированной селитры.
существенной разницы в режимах изготовления эмульсии из готового раствора без присадок, и собственного раствора селитры, нет.
энергоемкость и уровень автоматизации технологических процессов.
установленная мощность приобретенного оборудования для производства раствора окислителя и матрицы (конвейера для подачи селитры, аппараты растворения, насосы, маслостанция и т.д.), составляет 49,5 квт.
готовая эмульсионная матрица, находящаяся в накопителях, не нуждается в подогреве и, исходя из опыта высокогорного (4 800 м над уровнем моря) рудника "кумтор", где температура воздуха понижается до -40°с, может храниться месяц и более.
в 2004 г., после проведения контрольных испытаний в промышленных условиях, сзм, частично заполненные матрицей, простояли, в ожидании получения разрешения на проведение предварительных испытаний, более месяца и никаких проблем с их разгрузкой, при изготовлении эвв, не возникло
это позволяет исключить проблемы, которые неизбежно возникают, например, при серьезной поломке сзм, груженой матрицей, которая имеет ограничения по температуре, или же необходимость полной разгрузки сзм перед перерывом в работе.
технологические процессы производства раствора окислителя и эмульсионной матрицы полностью автоматизированы и в случае возникновения отклонений от заданных параметров (температура, давление в системах, соотношение компонентов, их уровень загрузки) световая и звуковая сигнализация информирует об этом оператора, при непринятии им никаких действий процессы автоматически прекращаются.
это позволяет изготавливать эмульсию высокого качества, с отклонением по плотности + 0,01 г/см3, и высокой стойкости (отобранные почти 2 года назад пробы эмульсии при производстве ее первой партии, не разложились
сзм так же имеют высокую степень автоматизации контроля процессов приготовления и заряжания эвв. производительность заряжания эвв может регулироваться в довольно широких пределах,
работа всего оборудования сзм контролируется специальной системой безопасности. при появлении неисправности в работе насосов, гидросистемы, включается световая сигнализация и в случае непринятия мер оператором, блокируется работа сзм.
в качестве дополнительной меры безопасности все винтовые насосы оснащены алюминиевыми штифтами, которые предотвращают работу насосов в режиме перегрузки. сзм имеет разрывные диски, которые разрушаются при повышении давления выше допустимых пределов, при этом насосы автоматически выключаются.
для аварийной остановки работы всех систем сзм установлены аварийные кнопки остановки.
сзм ведут зарядку на 7 карьерах в полтавской, кировоградской, днепропет- ровской и николаевской областях, наибольшая удаленность карьера от полтавского гока - 320 км.
экологическая чистота процессов производства эмульсии, приготовления и заряжания эвв
технология производства компонентов вв полностью безотходна.
по окончанию производства раствора окислителя, эмульсии и раствора газо-генерирующей добавки оборудование не нуждается в мойке (технологическая схема не предусматривает подачу воды). очистка осуществляется с помощью пара или сжатого воздуха, при этом остатки раствора окислителя сбрасываются в аппараты растворения, топливной фазы - в аппарат ее предварительной подготовки, эмульсии - в сзм.
в сзм после окончания заряжания очистке подвергается только зарядный шланг, у которого остатки эвв удаляются сжатым воздухом и водой.
оставшиеся в бункерах аммиачная селитра и эмульсия хранятся в сзм до следующей зарядки скважин
конструкция сзм
"интервзрывпром" эксплуатирует 5 сзм, две из которых изготовлены в сша и 3 - нашим предприятием.
в 2004 г. "интервзрывпром" разработал собственные конструкции сзм и начал их серийное изготовление.
сзм, грузоподъемностью 12 и 18 т, смонтированы на базе автомобиля краз и имеют две модификации.
первая - трехшнековая, способна изготавливать игданит и тяжелые анфо (с различным соотношением компонентов), вторая - двухшнековая, только для тяжелого анфо, так же для нескольких составов.
на сзм, использующих эмульсию, произведенную на "полтавском" участке, не установлена система подачи дизельного топлива в селитру, несмотря на различное соотношение эмульсии и селитры в заряжаемом вв. это объясняется тем, что в процессе изготовления эмульсии мы можем изменять в ней содержание топливной фазы в зависимости от вида вв, которое планируется заряжать. кроме того, это снимает проблемы с калибровкой подачи дизтоплива и, особенно, при работе сзм при низких температурах.
конструкция сзм предусматривает, при необходимости, установку емкости для дизтоплива и насоса для его подачи в смесительный шнек.
в сзм бортовой компьютер контролирует и выводит на дисплей информацию по 24 параметрам: давление и температуру масла в гидросистеме, текущий и суммарный расход каждого компонента, их соотношение и остаток в бункерах, производительность всех насосов, давление в системах подачи компонентов, обороты насосов и т.д., по этим параметрам определяется, косвенно, еще 9 параметров. для того, что бы начать работу по изготовлению и заряжанию эвв в компьютер необходимо ввести пароль.
важно и то, что бортовая эвм сохраняет информацию о количестве и виде вв, заряженного в каждую скважину, что снижает вероятность образования "неучтенного" вв, пропуск скважин при зарядке и повышает технологическую дисциплину взрывников-операторов сзм.
сзм показали высокую надежность в работе в зимний период при температуре ниже минус 25 ос.
при подготовке массовых взрывов каждая сзм течение смены обычно совершает 2-3 рейса, в отдельные дни зарядки, обычно накануне производства массового взрыва, 4 рейса.
как правило, по окончанию работы все сзм полностью загружаются компонентами на предстоящую смену, независимо от того, через какой период времени начнется новая зарядка вв.
сзм могут работать и в темное время суток благодаря прожекторам, установленным на навесном оборудовании и подсветке компьютера.
на главную
|